Практически в любой сфере бизнеса характерна конкуренция. Под конкуренцией можно понимать соперничество между организациями в одной сфере бизнеса. Конкуренция - это неотъемлемая рынка. Без конкуренции не возможно появление на рынке новых форм продуктов и сервисов
Маркетинговая конкуренция, возникает в случае идентичности продукта или имеет незначительные различия.
Функциональная конкуренция, любая потребность может быть удовлетворена различными способами. Исходя из этого, все продукты или услуги, которые обеспечивают удовлетворение этой потребности будут функциональными конкурентами. Например, потребность в перемещении может удовлетворить автомобиль, авиа и железнодорожный транспорт и т.д.
Видовая конкуренци характеризуется тем, что продукты по некоторым параметрам похожи, но отличаются по какой-нибудь существенной характеристики.
Ценовая конкуренция – это предложение товаров и услуг по более низкой цене, чем у конкурентов.
Неценовая конкуренция – в данном случае борьба за внимание клиентов ведется не ценой, а качеством товара или лучшим сервисом.
Анализ конкурентов, разработка стратегии в отношении главных соперников в подавляющем большинстве гораздо более выгодна, чем реальный рост в сегменте рынка. Если изучить сильные и слабые стороны конкурентов, можно выстроить настоящую и будущую стратегию. Грамотно подобранная стратегия позволит укрепить позиции компании в конкурентной борьбе.
Очень важно при анализе конкурентов, выбор объектов анализа и наличие хорошей информационной базы.
Для определения групп конкурентов используются следующие подходы:
Первый подход - это сформировать конкурентов в соответствии с характером потребности. Можно выделить следующие компании:
Второй подход выделяет следующие компании:
Разбитие конкурентов на группы позволяют проводить исследования конкурентов более полно и управляемо. Те конкуренты, которые могут оказать существенное влияние на компанию, исследуются тщательно, но как показывает практика, новички могут нести не меньшую угрозу.